Сказкотерапия - как метод развития детей
Различных методик по развитию детей с каждым днём становится все больше и больше.
При этом во главе угла - психологическое развитие детей. И не обязательно быть опытным психологом или психотерапевтом, чтобы пользоваться всем этим добром просто в домашних условиях.
Один из самых простых и действенных инструментов психокоррекции детей - это сказкотерапия.
Разобраться со всеми нюансами сказкотерапии нам помогала Стукалова Ирина, детский и семейный психолог.
Она работает в интегративном подходе. Арт-терапевт. Высшее образование по специальности «Психолог. Преподаватель психологии». Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования (на базе РГПУ им Герцена). Повышения квалификации в области Арт-терапии, цветотерапии, сказкотерапии и песочной терапии. В институте практической психологии Иматон и СПбГИПСР
Что это за зверь такой сказкотерапия?
Сказкотерапия - это как раз таки один из методов, использовать который может каждый родитель. Это разновидность Арт-терапии. А арт-терапия - это уже метод психотерапии.
В общем-то, все методы арттерапии очень мягкие, деликатные, но тем не менее они одни из самых эффективных. За счёт этого, именно сказкотерапия - идеальный метод психокоррекции детей.
Сказкотерапия в общем и целом- это способ аккуратно и очень интересно решить разные трудные задачи детей.
Методы использования?
Сказкотерапию можно использовать в трёх направлениях:
1. Чтение готовой сказки.
2. Самостоятельное составление сказки по заданной теме.
3. Проигрывание сказок с помощью игр.
Сказкотерапия обходит цензуру сознания и решает задачи в обход логики. Все это происходит за счёт проекции себя с героями сказки и тех эмоций, которые вызывают как они сами, так и те жизненные ситуации которые с ними происходят.
Какие болезни можно вылечить этим способом?
Сказкотерапия как проективный метод, может работать с огромным множеством вопросов. Начиная от воспитания и развития, заканчивая поиском внутренних ресурсов, работы со страхами или преодолением сложных жизненных задач.
Кто ваши главные «пациенты»?
Мои основные клиенты в равной степени и дети и взрослые. И если про детей более менее понятно, то взрослые в начале всегда удивляются, когда я предлагаю им этот метод.
Однако, сказкотерапия, как и все другие методы Арт-терапии, при правильной работы психолога, очень мощный и быстрый инструмент психотерапии. В моей практике нередки случаи, когда с помощью сказки или песка клиент решает свои вопросы за 1-2 встречи. Всё благодаря тому, что чем старше человек, тем более мощные защиты имеет его психика. И как только психолог подбирается к болезненному месту, защиты неосознанно начинают срабатывать, и работа тормозится. Человек уходит в отрицание, обесценивание и многие другие вещи. Сказка, а особенно сказка на песке, благодаря метафоре и символизму, умеет обходить защиты и мягко проводить внутреннюю коррекцию.
Кто и как может стать сказкотерапевтом? Какие нужны опыт и образование?
Прежде всего нужно базовое высшее образование психолога. После чего обязательное повышение квалификации по этой узкой специализации.
Простые родители, не психологи, могут читать детям такие сказки?
Простые родители могут использовать дома сказкотерапию в формате чтения готовых терапевтических сказок. При этом, обязательным при прочтении остаётся обсуждение текстов: что чувствовал главный герой в начале сказки, что с ним произошло? Чему научила его эта сказка? Что изменилось в нем? Что бы ты ему посоветовал? И тому подобные вопросы.
Простой родитель не сможет самостоятельно составить сказку так, чтобы она была терапевтическая. Потому как для этого нужно соблюдать определённые алгоритмы.
Классические сказки имеют терапевтический эффект?
Нет, не терапевтический. Классические сказки подразделяются на фольклорные ("Курочка Ряба", "Теремок", "Рукавичка" и т.п) - медитативные сказки. Их надо читать дословно. Не пропуская ни слова. При правильном прочтении они успокаивают психику ребёнка.
Остальные сказки, такие как "Гуси-лебеди", "Морозко", "12 месяцев" и т.п., несут в себе информацию. Которая даётся человеку не напрямую, а через метафору. Из каждой сказки мы выносим урок и развиваемся. Но все же это не тот терапевтический эффект, о котором мы привыкли говорить.
Лучше чтоб сказки были в печатном виде или электронном?
Лучше всего в напечатанном в виде, конечно же. Но это не критично. Если нет такой возможности, то можно читать и с электронного носителя. Ведь самое главное - это общение после сказки. Вопросы и совместное обсуждение сказки.
Может ли мультфильм быть терапевтическим?
Я знаю всего 3 таких мультфильма. И эти мультфильмы не найти в обычном поиске в интернете. Эти мультфильмы используются психологами, как правило, в групповой работе с детьми. Где сам мультфильм - 5 мин, и после него терапевтическая деятельность - 30-60 минут.
Мы благодарим Ирину Стукалову за помощь в разборе и теперь понимании этого непростого вопроса.
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие статьи.
Комментарии